В галерею «Главный проспект» в Екатеринбурге привезли картину Питера Пауля Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Ее возраст — 400 лет, а подлинность доказывали 40 лет.

Как рассказали в «Главном проспекте», раньше картина хранилась в Эрмитаже, но несколько десятилетий ее считали копией и держали в запасниках. В 1976 году картину подарили Ирбитскому музею. Его директору Валерию Карпову после осмотра пришла мысль, что это может быть подлинник, но предположение еще нужно было доказать.

— С этой горящей слезой, текущей по щеке, эти влажные радужки, эта красная опись, и сами веки — розоватые. Никто другой так не мог написать вот этот глаз, только он, — говорит Валерий Карпов.

Чтобы доказать авторство Рубенса, потребовалось подождать еще 40 лет. Все это время картина находилась в хранилище. Она была в очень плохом состоянии, но реставрировать огромное — двухметровое — полотно желающих не находилось. Лишь в 2012 году реставратор Антонина Наседкина из Нижнего Тагила приступила к работе. За четыре месяца она сняла с полотна четыре слоя лака. Постепенно вся площадь лакового покрытия была осторожно утончена и выровнена. И открылась подлинная, тонкая, красивая по колориту авторская живопись.

Микрофрагменты грунта, пигменты красок и ниточки холста отправили в Московский государственный научно-исследовательский институт реставрации. Полгода готовилась химическая экспертиза, которая подтвердила: картина создана в начале XVII века, во время жизни Рубенса.

— Известно, какими пигментами Рубенс пользовался, где он их покупал. Он был человеком очень хозяйственным, — рассказали в «Главном проспекте». — В архивах сохранились документы, где поставщик писал ему: на сколько флоринов вам класть лазури? Лазурь была самой дорогой краской. Искусствоведы Эрмитажа изучали технику живописи. Сейчас на руках ирбитских музейщиков — заключение: «Магдалина» принадлежит кисти Рубенса и двух его учеников.

Как считают эксперты, это ранний, авторский вариант картины «Кающаяся Мария Магдалина и сестра Марфа». Более поздний хранится в Художественно-историческом музее в Вене.

Картина написана сложной системой мазков и движений кисти: они различаются по форме, размеру и плотности. Особая манера письма создает ощущение живых, наполненных слезами глаз. Эти приемы дополняются выразительными эффектами цвета, света и тени, что создает напряженный драматизм и высокий пафос образов.

Картину Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» можно увидеть в галерее «Главного проспекта» в январе 2019 года. Сейчас там проходит выставка «Шедевры живописи».

В конце прошлого года в галерее «Главный проспект» разразился скандал. Две девушки, пытаясь сделать фотографии, уронили стенд с подлинниками сюрреалиста Сальвадора Дали и испанского художника Франсиско Гойи. В галерее ущерб оценили в несколько тысяч евро. Падение стенда попало на видео, полную версию мы показывали.